«РОКОВЫЕ ЯЙЦА» КАРЛА ФАБЕРЖЕ

«РОКОВЫЕ ЯЙЦА» КАРЛА ФАБЕРЖЕ

Свою первую роль я сыграл в 10 лет в Тбилисском русском драматическом театра им. А.Грибоедова.
Вторую, мне поручили когда я был уже студентом третьего курса театрального института в спектакле «Горе от ума». Во вором акте мой персонаж должен был вынести поднос, поставить его на стол и не мешая «народным» и «заслуженным» артистам быстро уйти за кулисы. Меня, молодого студента, ситуация с ролью без слов очень расстроила. Когда в зале не было режиссера, мой лакей выходил с подносом, делал паузу по системе Станиславского и громко с выражением произносил: «Кушать подано!». Еще пару минут я оставался на сцене в ожидании аплодисментов, но не дождавшись реакции публики, с чувством выполненного долга уходил прочь. Моя отсебятина ломала ритм стиха, рифму и, вообще, наводила ужас на артистов, которые должны были выкручиваться после моего «хулиганства». Кончилось все тем, что меня сняли с роли лакея и перевели в группу «молодых аристократов у левой кулисы». Так я попал «из грязи в князи»!

Через год у меня снова произошла встреча с русской богемой 19 века в фильме знаменитого Сергея Страхова. Роль была с текстом! Да еще какая! Император Николай II! Текста было много, но в фильме я не появлялся. Я читал дневники царя за кадром. Это было в 1990 году, в разгар перестройки и гласности. Фильм был довольно смелым: отношения Николая и Матильды Кшесинской, связь Феликса Юсупова с великим князем Дмитрием Павловичем, страсть Александры Федоровны к старику Распутину. Наверно, это был первый советский документальный фильм, где прозвучало имя Карла Фаберже.

Этого бедно одетого старика в инвалидной коляске часто видели на берегу Женевского озера. Держался он нелюдимо. Лишь однажды оживился, услышав русскую речь. На вопрос собеседника, как давно он живет в Лозанне, старик ответил:
-Разве это жизнь? Вот в России у меня была ювелирная фирма…
Карл Фаберже закрыл глаза. Ему вспомнилось время триумфа, когда он, молодой ювелир, получил золотую медаль на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. Первый заказ Императора Александра III: подарок императрице — пасхальное яйцо. Перед глазами пробегали годы международного признания и восхищения его шкатулками, часами, фигурками, цветами, вазами… Но все это было в прошлом.

Умер Карл Фаберже 24 сентября 1920 года,вдали от родины, в нищете и забвении…

Изделия Фаберже, и, конечно, его знаменитые яйца давно стали не только символом ушедшей эпохи, но и поистине царской роскоши. Яйца мастер создавал с 1885 года по 1917 для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о 71 экземпляре, из которых императорскими являются 54. Каждое яйцо — это шедевр, не имеющий аналогов, каждое стоит миллионы и является гордостью своего обладателя. Разумеется, что все яйца Фаберже наперечет и украшают известные музеи или почтенные частные коллекции. Однако, местонахождения нескольких из них на сегодня не известны. Безусловно, такое сокровище не грех и поискать. Тем более, что есть недавний пример, когда яйцо, считающееся потерянным, в итоге было найдено.

В 2012 году, один американский антиквар случайно выяснил, что у него в подсобке, вот уже несколько лет, пылится яйцо Фаберже. Безделушку он приобрел на блошином рынке, а предыдущая хозяйка купила ее полувеком ранее на гаражной распродаже. После ее смерти, родственники хотели выручить за винтажный сувенир хоть пару долларов. Антиквар понял, что в его руках безделушка из золота и не найдя на нее покупателя решил переплавить. Но ему попалась статья в газете с описанием пропавшего яйца Фаберже, которое император Александр 3 подарил императрице Марии Фёдоровне на Пасху в 1887 году… После проведенной экспертизы в 2014 году, коллекция анонимного коллекционера пополнилась царским золотым яйцом, а счет антиквара тридцатью тремя миллионами долларов!

Сколько раз, гуляя по блошиным рынкам Европы, я выискивал раритеты в кучах барахла. Возвращаясь в гостиницу заполночь после спектакля, уже в пять утра бродил с фонариком в руке среди ящиков и коробок, которые только начинали разбирать продавцы сокровищ. И вот однажды в Париже у меня в руках оказалась… Но это совсем другая история. А пока вернемся к «роковым яйцам» Карла Фаберже.

В августе 1917 года новое правительство России объявило о национализации царских дворцов и находившегося в них имущества.Была создана комиссия по приемке ценностей. В 1922 году по доносу о воровстве был арестован член этой комиссии. За обещание смягчить приговор, он указал на тайник с сокровищами. Но в тайнике оказалось только деревянное яйцо.

Тогда никто не догадался, что это яйцо изготовил Карл Фаберже для Николая II, который планировал подарить его матери, императрице Марии Федоровне на Пасху в 1917 году. Тем не менее, «Березовое» яйцо пропало и до конца 2002 года его судьба оставалась тайной. Ходили слухи, что оно попало в 1922 году в Прагу, было продано французскому коллекционеру, позже опять похищено… Но все слухи о судьбе яйца оставались лишь легендами. В ноябре 2002 года, Русским национальным музеем в Баден Бадене, было объявлено, что последнее императорское пасхальное яйцо Карла Фаберже было куплено владельцем музея, миллионером Александром Ивановым. Но несмотря на тщательную экспертизу и споры профессионалов подлинность яйца не доказана. Но, впрочем, и не опровергнута!

Меня всегда удивляло, почему трагическая судьба Карла Фаберже не была воплощена на экране? Почему никто не рассказал о его яркой и полной интриг жизни в пьесе? Я уверен, что когда пройдет мода на сериалы «Менты в запое» или «Оргазм в гробу», мы обязательно увидим в кино и в театре достойных героев ушедшей эпохи. Мне до сих пор помнится фраза, которую когда-то произнес император Николай II, а я повторил ее в фильме, который сегодня пылится где-то на полке: «Только то государство сильно и крепко, которое свято хранит заветы своего прошлого».

Автор Дмитрий Мрикотенко

Фотографии предоставлены автором

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.